Улучшение доступа к информации государственных и муниципальных органов | |
01.09.2018 to 31.08.2020 | |
Тема | Доступ к информации и открытым данным |
Responsible | Министерство юстиции Кыргызской Республики |
Description of obligation | |
What is the social problem to be committed? | Конституцией КР каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данные по Кыргызстану в рейтинге «Глобальное право на информацию» за 2015 год указывают на пробелы в сфере законодательства по доступу к информации и правоприменения в следующих категориях: санкции и защита права на доступ к информации, исключения и отказы в предоставлении информации, меры продвижения, апелляция и обжалование, процедуры запроса информации, право на доступ к информации (http://www.rti-rating.org/view_country?country_name=Kyrgyzstan#right). В законе о доступе к информации перечень информации подлежащий раскрытию для публичного доступа четко не описан, что позволяет государственным органам и ОМСУ манипулировать вопросами раскрытия информации. В законе о доступе к информации отсутствует определение понятия «формата открытых данных», что ограничивает доступ к граждан к государственным информационным системам. Также в законе содержится требование о раскрытии информации в формате «открытых данных» только в отношении информации содержащейся в информационных системах госорганов и ОМСУ, следовательно вся иная информация не подлежит обнародованию в упомянутом формате. Анализ открытых источников в интернете показывает, что на сегодняшний день отсутствуют детализированные методологии и инструментарии по оценке исполнения государственные органами и органами местного самоуправления (далее ОМСУ) требований законодательства КР и международных общепринятых стандартов по доступу к информации. Также в законодательстве о доступе к информации отсутствуют критерии отнесения информации к конфиденциальной/с ограниченным доступом и требования публикации мотивированного обоснования ограничения доступа к информации. В соответствии с 22-й рекомендацией третьего раунда Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией в КР было рекомендовано: - Реформировать законодательство о доступе к информации в соответствии с международными стандартами и передовым опытом, объединив соответствующие положения в одном законе и согласовав с законом о доступе другие законодательные акты, прежде всего закон о государственных секретах; - Обеспечить эффективный надзор и мониторинг соблюдения права доступа к публичной информации государственными органами, включая публикацию общественно значимой информации. - Провести кампанию по информированию граждан об осуществлении права на доступ к информации. Однако, по результатам мониторинга исполнения Стамбульского плана вышеуказанные рекомендации не были реализованы, что существенно ограничивает возможности обеспечения доступа к информации государственных органов. |
Description of obligation | В рамках данного обязательства планируется реформировать законодательство в сфере доступа к информации для это приведения в соответствие международным стандартам. Также планируется внедрить механизм мониторинга исполнения государственными органами требований законодательства в сфере доступа к информации, в части обнародования информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления. По итогам мониторинга будет формироваться рейтинг прозрачности государственных и муниципальных органов. |
How commitment will help solve social problems | Четкое разграничение информации ограниченного доступа с остальной информацией находящейся в ведении государственных и муниципальных органов. Законодательство страны в сфере доступа к информации будет приведено в соответствие с международными стандартами. |
Why does this commitment apply to OGP values? | Повышение прозрачности и подотчетности государственных и муниципальных органов за счет внедрения требований по раскрытию общественно-значимой информации на регулярной основе. |
Additional information |
Events | Budget description | Start date | End date | Expected result |
---|---|---|---|---|
Задача №1: Разработка пакета законопроектов по внесению изменений в законодательство КР в сфере доступа к информации
|
01.09.2018 | 01.09.2018 | - |
|
1. 1. Анализ соответствия национального законодательства в сфере доступа к информации международным стандартам, а также выработка рекомендаций. |
01.09.2018 | 01.09.2018 | 1.1. Подготовлен аналитический отчет с рекомендациями. Результаты аналитической оценки послужат основой для внесения изменений в НПА |
|
1.2. Разработка проектов НПА, соответствующих международным стандартам и мировой практике в сфере доступа к информации. |
01.12.2018 | 01.12.2018 | 1.2. Разработан пакет проектов НПА. |
|
1.3. Проведение широкого общественного обсуждения проектов НПА и доработка проектов НПА для учета предоставленных рекомендаций и предложений гражданского общества. |
01.04.2019 | 01.04.2019 | 1.3. Проведено открытое обсуждение проектов НПА с участием представителей организаций гражданского общества, экспертного, бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц. |
|
1.4. Внесение на рассмотрение и утверждение в Жогорку Кенеш КР пакета НПА. |
01.09.2019 | 01.09.2019 | 1.4. Действующее законодательство приведено в соответствие с международными стандартами, что позволит расширить возможности по реализации прав на доступ к информации, а также повысить прозрачность и подотчетность государственных органов и ОМСУ. |
|
Задача 2: Внедрение системы оценки для формирования Рейтинга прозрачности государственных органов и ОМСУ. |
01.06.2019 | 01.06.2019 | - |
|
2.1. Разработка методологии по оценке доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и ОМСУ, исходя из наилучшей международной практики. |
01.06.2019 | 01.06.2019 | 2.1. Разработана методология по оценке доступа к информации и утверждена постановлением ПКР. |
|
2.2. Проведение пилотного мониторинга официальных сайтов государственных органов и ОМСУ по доступу к информации. |
01.02.2020 | 01.02.2020 | 2.2. Проведен пилотный мониторинг официальных сайтов всех государственных органов и не менее 30 сайтов ОМСУ. |
|
2.3. Формирование Рейтинга прозрачности государственных органов и ОМСУ по итогам проведенного пилотного мониторинга. |
01.05.2020 | 01.05.2020 | 2.3. Сформирован рейтинг по результатам пилотного мониторинга на основании утвержденной методологии. |
|
2.4. Разработка веб-сайта для публикации результатов мониторинга открытости государственных органов и ОМСУ и другой полезной информации. |
01.04.2020 | 01.04.2020 | 2.4. Разработан веб-сайт для проведения и публикации результатов мониторинга прозрачности государственных органов и ОМСУ и другой полезной информации Предварительный контент веб-сайта будет состоять из следующих разделов и функций: • Разделы сайта: o Рейтинг открытости государственных органов. o Рейтинг открытости ОМСУ. o Законодательство о доступе к информации. o Реестр веб-сайтов государственных органов и ОМСУ. o Методология оценки открытости государственных органов и ОМСУ. • Функции сайта: o Онлайн инструмент для формирования рейтинга открытости государственных органов и ОМСУ (примером такого рода инструмента является Платформа Indaba (https://www.indabaplatform.com/fm/) используемая для формирования Индекса прозрачности бюджета). |
|
2.5. Разработка и распространение информационных материалов в СМИ о Рейтинге прозрачности государственных органов и ОМСУ. |
01.07.2020 | 01.07.2020 | 2.5. Разработаны инфографики, анимационный ролик для распространения в СМИ и социальных сетях. |
Contact information | |
Name of the responsible person from the executive state body | Арабаева А.М. - и.о. ведущего специалиста 2-го Управление разработки и экспертизы актов; Айталиева А.А – Заведующий сектором кодификации и правовой информации Управления правовой пропаганды и информации; Дюшембиев А.Н. – и.о. специалиста сектора кодификации и правовой информации Управления правовой пропаганды и информации. |
Position, structural unit | 2-ое Управление разработки и экспертизы актов; Управление правовой пропаганды и информации |
Email and phone | adyushembiev@gmail.com; 0312 65 23 03; 0312 65 65; 10 0312 65 65 04 |
Other co-executors - government bodies | Министерство внутренних дел Кыргызской Республики |
CSOs, private sector, multilateral organizations, working group | ОФ "Партнерская группа "Прецедент" Токтакунов Н. ОФ “Гражданское участие”, Эркина Убышева, Догадин А. Аналитический центр “БизЭксперт” Аширкулов К. “Совет по развитию бизнеса и инвестициям при ПКР” Представители гражданского общества: Абдимиталипова Ч. Арунова И. Матыев Б. Кулетова Н. Боромбаева Э. |