Прозрачность финансирования выборов (референдумов) и избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп. | |
01.09.2018 to 31.08.2020 | |
Topic | Ветви власти |
Responsible | Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики |
Description of obligation | |
What is the social problem to be committed? | Выборы - дорогостоящий процесс как для государства, так и для кандидатов (политических партий, инициативных групп). 1) Финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время действующее законодательство не содержит норм, требюущих раскрытия всех данных о смете расходов государства на выборы различного уровня и референдумы. На сайте ЦИК детальная информация о запланированной (утвержденной ЦИКом) смете расходов, фактических расходах, остатков, а также о результатах проверки со стороны Счетной палаты не вывешивается. Граждане, наблюдатели от НКО, СМИ должны иметь возможность мониторинга расходования бюджетных средств на организацию и проведение выборов, референдумов:
Согласно действующему законодательству Центральная избирательная комиссия создает из числа членов ЦИК и привлеченных экспертов- Контрольно-ревизионную группу, которая
Как видно из законодательства и сложившейся практики, работа контрольно-ревизионной группы ЦИК закрыта от общественности, общественного контроля. Предоставляемые контрольно-ревизионной группой ЦИК обобщенные данные по результатам:
Для осознанного волеизъявления избирателей необходимо обеспечить:
Избиратели, СМИ, неправительственные организации осуществляющие мониторинг выборов, должны иметь возможность верифицировать источники поступления в избирательный фонд кандидата. |
Description of obligation | Содействие осознанному выбору избирателей через обеспечение прозрачности финансирования избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп. Прозрачность и подотчетность государства по финансировании выборов (референдумов). |
How commitment will help solve social problems | Обеспечение гражданского контроля в сфере финансирования выборов (референдумов) позволит внедрить в системе управления выборным процессом в Кыргызстане подотчетность ЦИК и ГРС. Внедрение механизмов прозрачности финансирования избирательной кампании кандидатов (политических партий, инициативных групп) создаст условия для более осознанного выбора избирателями. За счет внедрения более эффективных механизмов мониторинга финансирования избирательной кампании кандидатов создаст условия для минимизации недобросовестной конкуренции среди кандидатов. |
Why does this commitment apply to OGP values? | Обязательство правительств организовывать подлинные выборы, основанные на всеобщем и равном избирательном праве, переплетается с правом граждан участвовать в государственных и общественных делах. Граждане не только имеют право участвовать в выборах, но также и право знать, прозрачен ли избирательный процесс и свободен от коррупции. Право на информацию является неотъемлемой частью избирательных прав, поскольку невозможно участвовать сознательно без информации, необходимой, чтобы сделать осознанный и обоснованный выбор. Доступ к информации об избирательных процессах, а также внедрение механизмов привлечения к ответственности кандидатов за недобросовестную конкуренцию, имеют основополагающее значение для создания и укрепления доверия общественности к целостности выборов и органам государственной власти, которые создаются в результате выборов. |
Additional information |
Events | Budget description | Start date | End date | Expected result |
---|---|---|---|---|
Разработка и внесение изменений в законодательство о выборах (референдумах) в части раскрытия детальной информации по финансированию выборов со стороны государства, а также по финансированию избирательной кампании кандидатов. |
Согласование с партнерами по развитию |
04.09.2018 | 04.09.2018 | Совместно с партнерами по развитию и организациями гражданского общества разработаны изменения в законодательство о выборах (референдумах) в части раскрытия детальной информации по финансированию выборов со стороны государства, а также по финансированию избирательной кампании кандидатов и направлены депутатам ЖК КР (парламента), рабочей группе по реформированию избирательного законодательства при Президенте КР. |
Разработка методологии общественного контроля. Пособие |
Согласование с партнерами по развитию |
01.08.2018 | 01.08.2018 | Предложенные изменения в законодательство о выборах (референдумах) в части раскрытия детальной информации по финансированию выборов со стороны государства, а также по финансированию избирательной кампании кандидатов приняты Парламентом, подписаны Президентом. |
Проведение информационной кампании о внедренных механизмах обеспечения прозрачности избирательного процесса для избирателей:
|
Согласование с партнерами по развитию |
01.03.2020 | 01.03.2020 | Разработана методология общественного контроля финансирования выборов со стороны государства, а также финансирования избирательной кампании кандидатов. Проведено обучение для ОГО по проведению общественного контроля. |
Разработка инструкции по отчетности для кандидатов. Утверждение уполномоченным органом. |
Согласование с партнерами по развитию |
01.12.2018 | 01.12.2018 | Разработана инструкция по финансовой отчетности для кандидатов. Утверждена ЦИК КР. Для представителей кандидатов (политических партий) проведено обучение по новшествам законодательства в части раскрытия данных финансирования их избирательной кампании. |
Обучение представителей кандидатов, политических партий новым правилам по финансированию избирательной кампании кандидатов, политических партий. |
Согласование с партнерами по развитию |
01.05.2019 | 01.05.2019 | Проведена информационная кампания для избирателей о внедренных механизмах обеспечения прозрачности избирательного процесса для избирателей: -расходованием бюджетных средств на выборы; - финансированием избирательной кампании кандидатов. На веб-сайте ЦИК КР разработан онлайн-механизм для обеспечения всем заинтересованным открытого доступа к детализированным данным сметы расходов ЦИК КР и движений средств по всем статьям расходов, а также к данным избирательных фондов кандидатов |
Contact information | |
Name of the responsible person from the executive state body | Бекматов Абдыжапар Гапырович |
Position, structural unit | Заместитель председателя |
Email and phone | a.bekmatov@mail.ru; bekmatov@shailoo.gov.kg; +996 312 66-48-62 |
Other co-executors - government bodies | ГРС |
CSOs, private sector, multilateral organizations, working group | Абдрахматова Атыр – член Национального форума, член ЦИК КР Ирискулбеков Эрик- исполнительный директор ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество» |