Тематики

Обязательства разделены на сквозные темы, которые воздействуют на правительство в целом, и отдельные темы, которые относятся конкретно к работе отдельных министерств и ведомств.

1. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ И ОТКРЫТЫМ ДАННЫМ

Доступ к информации: этот раздел раскрывает разработку и исполнение законов по доступу к информации.

Открытые Данные: открывая данные, обеспечивая совместный доступ и давая возможность многократного использования, правительство сделает возможным проведение информированных дебатов, лучшее принятие решений и развитие новых инновационных услуг. Этот раздел раскрывает политику, технологии, процессы, которые позволяют всем свободное использование, повторное использование и перераспределение правительственных данных.

Открытые Данные - это идея о том, что данные должны быть в свободном доступе для всех, для использования и публикации по их усмотрению, публикации без ограничений авторскими правами, патентами или другими механизмами контроля. ‘Открытыми правительственными данными’ называют информацию о государственном секторе доступную общественности. Правительства, и их контрактеры собирают большое количество высококачественных данных в повседневной деятельности. Как правило это приводит к тому, что государство становится влиятельным монополистом данных, который в состоянии структурировать и гомогенизировать взаимодействие между государством и его гражданами. Это одностороннее взаимодействие дорогостояще и безразлично к потребностям граждан и может также излишне ограничивать деятельность правительства.

Открытие правительственных данных включает и политику, и технические аспекты. Если открыть данные правительства, это может иметь огромные потенциальные выгоды включая:

  • в хорошо функционирующем, демократическом обществе граждане должны знать что делает их правительство. Для этого, они должны иметь возможности свободного доступа к правительственным данным и информации, анализа и распространения этой информации другим гражданам.
  • предоставление возможности лучшей координации и эффективности внутри правительства, через упрощение поиска данных, анализа и объединения между различными ведомствами и агентствами.
  • в цифровом веке данные - ключевой ресурс для общественной и коммерческой деятельности. Все от ловли автобуса до нахождения доктора зависит от доступа к информации, большая часть которой создана или хранится правительством. Открывая данные, правительство может помочь стимулировать создание инновационного бизнеса и услуг, которые представляют социальную и коммерческую ценность.

Там, где много законов государственных актов и норм, регулирующих право на информацию, традиционно следуют реагирующему раскрытию данных, что означает необходимость запроса правительственной информации прежде, чтобы ее получить. Правительство, полностью работающее с открытыми данными, заранее раскрывает информацию – что означает публикацию правительственных данных, как только они собраны, прежде, чем они будут затребованы. Другими словами, смысл открытых данных заключается в том, что правительственная информация должна быть ‘открытой по умолчанию’. с особым учетом конкретных форматов, выбранных для публикации данных. Открытые форматы являются структурированными и непатентованными, что позволяет общественности и правительству извлекать максимальную отдачу от информации сейчас и в будущем.

Правительства во всем мире приводят множество различных причин для запуска инициативы открытых данных, включая повышение прозрачности и подотчетности правительства, стимулирование создания новых цифровых услуг и приложений для граждан, раскрытие полного экономического потенциала публичной информации и развитие текущих государственных услуг для ожидаемых будущих нужд. Несмотря на то, что большая часть этого интереса правительства высшего уровня является новой, множество профессионалов и сообществ вовлечены в диалог, политику и развитие по данному вопросу, включая правительственных чиновников, журналистов, разработчиков, реформаторов прозрачности, сторонников идеи и заинтересованных граждан.

2. ВЕТВИ ВЛАСТИ

Судебная открытость: этот раздел рассматривает суд как ветвь власти, включая судей и сеть судов, которые ее составляют.

Законодательная открытость: этот раздел охватывает прозрачность и участие в законодательной ветви власти, в том числе усилия по продвижению открытости принятия законодательных решений и подотчетности законодателей.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Электронное правительство: эта тема охватывает способы, которыми информационные системы или механизмы электронного правительства могут поддерживать более прозрачное, подотчетное и признающее широкое участие правительство.

Электронные петиции: эта тема охватывает электронные инструменты, которые позволяют общественности обращаться с петицией к правительству и призывать к действию по каким-либо вопросам.

Циклы обратной связи: означают обязательства, связанные с форумами (официальными или неофициальными), механизмами и процессами, которые позволяют общественности вносить свой вклад, а должностным лицам - выслушивать и публиковать отклики на деятельность правительства. (Эти обязательства должны иметь элементы ввода, выслушивания и подготовки ответов).

Лоббирование: политика и действия, влияющие на лоббирование, т. е. любая прямая или косвенная связь с государственным должностным лицом, которая создается, управляется или направляется с целью влияния на принятие государственных решений.

Маргинальные сообщества: эта тема охватывает факторы, которые затрагивают или включают традиционно маргинальные группы населения, которые в широком смысле состоят из любых исторически угнетенных групп.

Некоммерческие организации: охватывают гражданское общество / некоммерческий / добровольный / третий сектор, включая организации сферы культуры. Например, ограничения по возможностям финансирования для неправительственных организаций будут подпадать под эту тему.

4. ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Демократические выборы выполняют две основные функции в любой стране: предоставить средство передачи, через которое люди выражают свою волю о том, у кого должны быть полномочия управлять; и мирно решить конкуренцию за правительственную власть. Через демократические выборы граждане вынуждают должностных лиц отчитываться за их работу и обещают привлечь к ответу тех, кто стремится быть избранным.

Обязательство правительств организовывать подлинные выборы, основанные на всеобщем и равном избирательном праве, переплетается с правом граждан участвовать в государственных и общественных делах. Статья 21 Всеобщей Декларации Прав человека (UDHR) заявляет, что основа власти правительства вытекает из воли народа, выражающейся в периодических и подлинных выборах. В статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) говорится о обязательстве правительства предоставлять каждому гражданину право и возможность без какой-либо дискриминации или необоснованного ограничения голосовать и быть избранными на подлинных выборах. (ICCPR)

Граждане не только имеют право участвовать в выборах, но также и право знать, действителен ли избирательный процесс и свободен от коррупции. Право на информацию является неотъемлемой частью избирательных прав, поскольку невозможно участвовать сознательно без информации, необходимой, чтобы сделать обоснованный выбор. Доступ к информации об избирательных процессах, в том числе данные о выборах в правительстве, а также шаги, предпринятые государственными учреждениями для установления ответственности в избирательном контексте, имеют основополагающее значение для создания и укрепления доверия общественности к целостности выборов и правительству, которое создается в результате выборов.

Подлинные выборы требуют административных мер, которые гарантируют политическую беспристрастность государственных учреждений и персонала, решительного контроля за соблюдением равенства перед законом и равной защиты закона. Если население не будет уверено, что граждане могут участвовать в избирательных процессах без ущерба, насилия, запугивания, угрозы политического возмездия и других форм принуждения, - и, если население не считает, что голоса будут правильно подсчитаны и признаны - барьеры могут подорвать участие и доверие к избирательному мандату. Если конкуренты на выборах не будут уверены в том, что они смогут участвовать без ущерба и что они будут иметь доступ к правовой помощи, включая эффективные средства защиты от нарушений своих политических прав, они могут либо отказаться от участия, либо обратиться к «самопомощи», такой как политическое насилие.

Даже в странах с установившейся демократией, поддерживающих общественное доверие к административной беспристрастности и эффективности, часто могут возникать острые противоречия. Более того, когда проблемы с выборами значительны и отсутствует прозрачность, это может нанести серьезный урон общественному доверию к правительству, которое трудно восстановить в любой стране. Этот ущерб может иметь важные последствия для стабильности правительства.

Растущая арена избирательных кампаний и политического финансирования также важна для честности выборов. Роль денег в политике, будь то от частных лиц или корпораций, из легальных источников или организованной преступности, может существенно повлиять на тех, кто конкурирует на выборах, на то насколько хорошо они могут распространять сообщения среди электората, как они могут развивать  другие организационные усилия и потенциально, на то как они смогут исполнять функции, если они войдут в правительство (Transparency International, 2013; Öhman and Zainulbha, 2009; International IDEA, База данных по политическим финансам, Open Congress, International Literaign Finance Literature Review). Внимание все чаще обращается на то, как контролировать влияние денег в политике, чтобы развивать его позитивные аспекты, контролируя и противодействуя негативным влияниям.

5. ФИНАНСОВАЯ ОТКРЫТОСТЬ

Гражданские бюджеты: набор мероприятий для публикации упрощенных бюджетных документов, чтобы они были понятны обычным гражданам.

Фискальная (бюджетно-налоговая) открытость: эта тема охватывает любую деятельность или процесс, чтобы сделать общественным достоянием больше информации о государственных бюджетах и государственных финансах.

Надзор за бюджетной/фискальной политикой: обязательства в отношении всех видов деятельности законодательной власти в утверждении, мониторинге и анализе бюджетных и фискальных отчетов, всей деятельности Высшего органа по аудиту, а также любых независимых фискальных институтов, которые обеспечивают надзор, а также любые виды деятельности Омбудсмена при рассмотрении/оеспечении публичного доступа к фискальной информации. Это может также включать в себя социальные аудиты любого рода.

Участие граждан в бюджетном процессе: эта тема охватывает усилия по разъяснению бюджетного процесса на простом языке и вовлечению граждан в принятие бюджетных решений, которые их затрагивают.

Участие общественности в бюджетной/фискальной политике: обязательства в отношении прямого взаимодействия между общественными/внешними сторонами и официальными структурами, и должностными лицами на любом этапе цикла бюджетной или фискальной политики.

6. ПРАВОСУДИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
Правоприменение и правосудие: в этой теме рассматриваются механизмы справедливого разрешения правовых споров, обеспечения справедливости и верховенства закона.
Общественная безопасность: охватывает функции внутренних полицейских служб невоенными органами, например, защиты государственной собственности и поддержания общественного порядка и безопасности.

Общественная безопасность и надзор: эта тема охватывает полицию, общественный порядок и государственный надзор.

7. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ

Развитие: в этой теме рассматриваются пути, с помощью которых открытое правительство связано с экономическим развитием.

Окружающая среда и климат: охватывает обязательства, которые прямо относятся к «климату», «адаптации к изменению климата» или «устойчивости климата», а также обязательствам, влияющим на регулирование окружающей среды, мониторинг и усилия по защите/сохранению окружающей среды.

Добывающие отрасли: охватывает обязательства, связанные с добычей и управлением возобновляемыми и невозобновляемыми природными ресурсами (добыча полезных ископаемых, лесоводство, рыболовство и т. д.) и смежные отрасли.

Земельное и территориальное планирование: обязательства, касающиеся землепользования, прав собственности или территориального планирования. Может включать государственные или частные земельные и водные права.

Природные ресурсы: эта тема охватывает добычу, использование и управление природными ресурсами, включая землю, воду, полезные ископаемые и ископаемое топливо.

8. МЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ/ЦЕЛОСТНОСТИ
Антикоррупционные институты: эта тема освещает проблемы коррупции и идеи, законы и институты для борьбы с ней.

Раскрытие активов: раскрытие активов и законы о конфликте интересов действуют в качестве сдерживающего фактора против взяточничества, сговора и патронажа в государственном секторе. Эта тема охватывает правила для государственных должностных лиц, раскрывающие их доходы и активы, а также системы для обеспечения соблюдения этих правил.

Когда чиновники используют государственную должность для частной выгоды, это подрывает институты, лишает граждан основных услуг и тормозит экономическое развитие. Конфликт интересов возникает, когда должностное лицо имеет возможность использовать государственную должность для личной выгоды или выгоды других частных сторон. Это указывает на потенциал-  не обязательно существующего -неправильного поведения. Таким образом, необходим регуляторный режим правил, руководств и правоприменения для снижения риска реального или предполагаемого неэтичного поведения. Кодексы поведения и положения обычно охватывают следующие области:

1. Требования раскрытия активов, чтобы обнародовать перед широкой общественностью активы чиновника и деловые операции.

2. Правила и рекомендации по конфликту интересов для выявления и управления конфликтами интересов и обеспечения того, чтобы решения государственных должностных лиц не подвергались ненадлежащему воздействию личных интересов.

3. Правила вращающихся дверей для предотвращения конфликтов интересов, возникающих в результате перемещения людей между государственным и частным секторами.

4. Правила подарков и гостеприимства, препятствующие чьим-либо интересам, пытающимся влиять на политику, предлагая предметы или ценные услуги государственным служащим в обмен на льготы.

Раскрытие информации может стать мощным инструментом укрепления общественной добросовестности и предотвращения злоупотреблений властью. Хотя правительства могут вводить абсолютные ограничения на определенные виды поведения, его часто дополняют раскрытием информации, которая обеспечивают средства для мониторинга и разрешения конфликтов интересов, а также для обнаружения и предотвращения незаконного обогащения.

Существует множество путей, посредством которых раскрытие информации об активах и урегулирование конфликтов интересов усиливают общественную добросовестность. Они строят культуру добросовестности, устанавливая стандарты приемлемого поведения и предоставляя четкие правила и рекомендации по этическому поведению на государственной службе. Большая прозрачность посредством раскрытия информации является мощным средством сдерживания от неэтичного поведения, напоминая государственным должностным лицам, что их поведение подлежит проверке. Кроме того, они предоставляют ценный источник информации для выявления злоупотреблений и коррупции (Всемирный банк, 2013 год). Нет единого подхода к разработке подходящего режима. Для правительств зачастую проще применять абсолютные ограничения, чем системы раскрытия информации, и они особенно актуальны в том контексте, где существует недостаток правительственного потенциала или ресурсов. Однако раскрытие информации о доходах и активах используется все чаще, а растущий объем работы указывает на набор основных принципов, которые могут быть рассмотрены правительствами, стремящимися принять надежные и эффективные меры раскрытия информации.

Аудит и контроль: эта тема охватывает органы внутренней подотчетности и надзора в правительстве.

Конфликт интересов: эта тема включает способы предотвращения или выявления конфликтов интересов государственных служащих, где частные выгоды могут влиять на их государственные решения.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Открытые контракты и закупки: закупка товаров и услуг от имени государственного органа. Обязательства, в которых явно упоминаются государственные закупки, контракты или открытые контракты, относятся к этой категории. Кроме того, к этой категории относятся обязательства по повышению прозрачности и добросовестности государственных учреждений и процессов по закупкам.

Государственные закупки и контракты: эта тема охватывает прозрачность и подотчетность процессов, посредством которых правительство закупает товары и услуги и подписывает контракты.

10. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН

Некоммерческие организации и гражданское пространство: эта тема затрагивает улучшения или угрозы для гражданского пространства, в которых неправительственные организации и организации гражданского общества обладают возможностями и свободой действий.

Участие общественности: эта тема охватывает различные вызовы, возможности и пути, которыми граждане вовлекаются в разработку и осуществление государственных решений.