В рамках реализации Национального плана действий Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики выполнено довольно плотная работа по взаимодействию с сектором НКО.
30 сентября 2019 года были утверждены и размещены на сайте Открытого Правительства и на сайте ГСФР www.fiu.gov.kg. квалификационные требования (критерии) для включения в состав рабочей группы по проведению оценки рисков. После чего, проводилась работа по проверке поступивших заявок от сектора НКО на соответствие квалификационным требованиям (критериям) необходимых для включения в рабочую группу.
15 октября 2019 года приказом ГСФР № 60/П был утвержден состав рабочей группы по проведению оценки рисков финансирования террористической деятельности в секторе НКО.
В целях сбора материалов для проведения оценки рисков финансирования террористической деятельности в секторе НКО были направлены запросы в Министерство юстиции Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Социальный фонд Кыргызской Республики и в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики.
15 ноября 2019 года и 6 декабря 2019 года состоялись заседания рабочей группы на которых проводилась работа по анализу полученных статистических данных в целях проведения оценки рисков.
9 декабря 2019 года Международным центром некоммерческого права в Бишкеке был проведен семинар на тему «Воздействие на деятельность ОГО мер по противодействию отмыванию денег и предотвращению финансирования терроризма» на котором рассматривалась Методология проведения оценки рисков финансирования террористической деятельности в секторе НКО. По итогам заседания представители НКО сектора были приглашены для участия в проведении оценки рисков.
Настоящее время, готовится проект отчета об оценке рисков, вместе с тем идет и другие плановые работы ГСФР по реализации НПД.
В плане действий ГСФР по реализации НПД были поставлены ряд и другие задачи таких как:
- провести совместную оценку рисков ФТ в секторе НКО и совместное планирование действий;
2. повысить осведомленность НКО по вопросам противодействия ФТ;
3. разработка меры по учету рисков ФТ в секторе НКО.
Необходимо отметить, что совместная работа ГСФР с представителями НКО была отмечена Отчете ФАТФ по руководству, по оценке рисков финансирования терроризма.
На основании вышеизложенного, стоит отметит, что оценка рисков в секторе НКО проводится согласно Рекомендации 8 ФАТФ и законодательства Кыргызской Республики.
Кроме того, отмечаем, что не следует отождествлять оценку рисков ФТ секторе НКО и оценку рисков финансирования юридических лиц, так как отмечалось ранее ФАТФ сам определяет понятия НКО и настоятельно призывает, отделять сектор НКО от иных лиц, те же требования предусмотрены в статье 16 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
Необходимо отметить, что в целях реализации Национального плана действий выполнено довольно плотная работа по взаимодействию с сектором НКО.
8-ая Рекомендация ФАТФ посвящена некоммерческим организациям. ФАТФ определяет НКО следующим образом: «НКО – это юридическое лицо или организация, которая занимается, главным образом, мобилизацией и выделением средств на благотворительные, религиозные, культурные, образовательные, социальные или братские цели либо для проведения других видов «благих (общественно-полезных) дел».
Согласно 8-й Рекомендации ФАТФ необходимо учитывать, что НКО играют важнейшую роль в мировой экономике и во многих национальных экономических и социальных системах.
Вместе с тем, текущая международная кампания по борьбе с финансированием терроризма позволила выявить случаи, когда террористы и террористические организации используют некоторые НКО в целях получения и перемещения средств, материально-технического обеспечения, вербовки террористов и иной поддержки террористических организаций и операций.
В этой связи, согласно 8-й Рекомендации ФАТФ меры по защите НКО от возможного использования для финансирования терроризма должны быть адресными и соответствовать риск-ориентированному подходу.
Учитывая, что Резолюции Совета Безопасности ООН 2368 (2017) и 2395 (2017), Совет Безопасности ООН настоятельно призывает все государства-члены ООН соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, закрепленные в 40 рекомендациях ФАТФ в Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» была имплементирована статья 16 Меры по защите некоммерческих организаций, согласно, которой Правительством Кыргызской Республики устанавливаются уполномоченные государственные органы, которые проводят оценку рисков финансирования террористической деятельности (далее в настоящей статье - риски) в секторе некоммерческих организаций, осуществляющих сбор и (или) распределение денежных средств или иного имущества в благотворительных, религиозных, культурных, образовательных, социальных и общественных целях, с участием представителей данных некоммерческих организаций.
Так, согласно пункту 10 Положения о порядке проведения оценки рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606 орган финансовой разведки, органы национальной безопасности и органы внутренних дел Кыргызской Республики проводят оценку рисков финансирования террористической деятельности в секторе некоммерческих организаций, осуществляющих сбор и (или) распределение денежных средств или иного имущества в благотворительных, религиозных, культурных, образовательных, социальных и общественных целях, с участием представителей данных некоммерческих организаций.
Кроме того, в целях реализации принципов открытости и гласности при работе с НКО предусмотренной в 8-й Рекомендации ФАТФ обязательство ГСФР по вовлечению гражданского общества в оценку рисков финансирования террористической деятельности в секторе некоммерческих организаций было включено Национальный план действий по построению Открытого Правительства в Кыргызской Республике на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16 октября 2018 года № 360-р (далее - Национальный план действий).
Стоит отметит, что Кыргызская Республика является первой страной в Центральной Азии проводящую полномасштабную оценку рисков финансирования террористической деятельности в секторе НКО.