Партнерская группа «Прецедент», Токтакунов Нурбек Акбарович

Телефон: 
+ 996 557 49 49 37
Электронный адрес: 
precedentinfo@gmail.com
Наименование обязательства (опишите обязательство, которое возьмет на себя Государство): 

Расширение доступа к информации государственных и муниципальных органов

Опишите на решение какой общественной проблемы будет направлено данное обязательство: 

Конституцией КР каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данные по Кыргызстану в рейтинге «Глобальное право на информацию» за 2015 год указывают на пробелы в сфере законодательства по доступу к информации и правоприменения в следующих категориях: санкции и защита права на доступ к информации, исключения и отказы в предоставлении информации, меры продвижения, апелляция и обжалование, процедуры запроса информации, право на доступ к информации (http://www.rti-rating.org/view_country?country_name=Kyrgyzstan#right).

В законе о доступе к информации перечень информации подлежащий раскрытию для публичного доступа четко не описан, что позволяет государственным органам и ОМСУ манипулировать вопросами раскрытия информации.

В законе о доступе к информации отсутствует определение понятия «формата открытых данных», что ограничивает доступ к граждан к государственным информационным системам. Также в законе содержится требование о раскрытии информации в формате «открытых данных» только в отношении информации содержащейся в информационных системах госорганов и ОМСУ, следовательно вся иная информация не подлежит обнародованию в упомянутом формате.

Анализ открытых источников в интернете показывает, что на сегодняшний день отсутствуют детализированные методологии и инструментарии по оценке исполнения государственные органами и органами местного самоуправления (далее ОМСУ) требований законодательства КР и международных общепринятых стандартов по доступу к информации.

Также в законодательстве о доступе к информации отсутствуют критерии отнесения информации к конфиденциальной/с ограниченным доступом и требования публикации мотивированного обоснования ограничения доступа к информации.

В соответствии с 22-й рекомендацией третьего раунда Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией в КР было рекомендовано:
- Реформировать законодательство о доступе к информации в соответствии с международными стандартами и передовым опытом, объединив соответствующие положения в одном законе и согласовав с законом о доступе другие законодательные акты, прежде всего закон о государственных секретах;
- Обеспечить эффективный надзор и мониторинг соблюдения права доступа к публичной информации государственными органами, включая публикацию общественно значимой информации.
- Провести кампанию по информированию граждан об осуществлении права на доступ к информации.
Однако, по результатам мониторинга исполнения Стамбульского плана вышеуказанные рекомендации не были реализованы, что существенно ограничивает возможности обеспечения доступа к информации государственных органов.

Выберите каким приоритетам Партнерства «Открытое Правительство» соответствует данное обязательство: 
прозрачность
подотчетность
участие граждан
Если данное обязательство соответствует какому-то приоритету государственной политики, то это является преимуществом: 

Рекомендация 22 третьего раунда Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией в Кыргызской Республике.
Целями Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных
органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» являются:
- обеспечение реализации и защиты права на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления;
- достижение максимальной информационной открытости, гласности и прозрачности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Главная цель предложенного обязательства: 

Приведение законодательства в сфере доступа к информации в соответствие с международными стандартами и внедрение рейтинга прозрачности государственных и муниципальных органов

Опишите мероприятия направленные на реализацию данного обязательства: 

Задача 1. Разработка пакета законопроектов по внесению изменений в законодательство КР в сфере доступа к информации.
1.1. Анализ соответствия национального законодательства в сфере доступа к информации международным стандартам, а также выработка рекомендаций.
1.2. Разработка проектов НПА, соответствующих международным стандартам и мировой практике в сфере доступа к информации.
1.3. Проведение широкого общественного обсуждения проектов НПА и доработка проектов НПА для учета предоставленных рекомендаций и предложений гражданского общества.
1.4. Внесение на рассмотрение и утверждение в Жогорку Кенеш КР пакета НПА.

Задача 2: Внедрение системы оценки для формирования Рейтинга прозрачности государственных органов и ОМСУ.
2.1. Разработка методологии по оценке доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и ОМСУ, исходя из наилучшей международной практики.
2.2. Проведение пилотного мониторинга официальных сайтов государственных органов и ОМСУ по доступу к информации.
2.3. Формирование Рейтинга прозрачности государственных органов и ОМСУ по итогам проведенного пилотного мониторинга.
2.4. Разработка веб-сайта для публикации результатов мониторинга открытости государственных органов и ОМСУ и другой полезной информации.
2.5. Разработка и распространение информационных материалов в СМИ о Рейтинге прозрачности государственных органов и ОМСУ.

Опишите ожидаемые результаты от реализации данного мероприятия : 

1.1. Подготовлен аналитический отчет с рекомендациями. Результаты аналитической оценки послужат основой для внесения изменений в НПА
1.2. Разработан пакет проектов НПА.
1.3. Проведено открытое обсуждение проектов НПА с участием представителей организаций гражданского общества, экспертного, бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц.
1.4. Действующее законодательство приведено в соответствие с международными стандартами, что позволит расширить возможности по реализации прав на доступ к информации, а также повысить прозрачность и подотчетность государственных органов и ОМСУ.

2.1. Разработана методология по оценке доступа к информации и утверждена постановлением ПКР.

2.2. Проведен пилотный мониторинг официальных сайтов всех государственных органов и не менее 30 сайтов ОМСУ.
2.3. Сформирован рейтинг по результатам пилотного мониторинга на основании утвержденной методологии.
2.4. Разработан веб-сайт для проведения и публикации результатов мониторинга прозрачности государственных органов и ОМСУ и другой полезной информации
Предварительный контент веб-сайта будет состоять из следующих разделов и функций:
• Разделы сайта:
o Рейтинг открытости государственных органов.
o Рейтинг открытости ОМСУ.
o Законодательство о доступе к информации.
o Реестр веб-сайтов государственных органов и ОМСУ.
o Методология оценки открытости государственных органов и ОМСУ.
• Функции сайта:
o Онлайн инструмент для формирования рейтинга открытости государственных органов и ОМСУ (примером такого рода инструмента является Платформа Indaba (https://www.indabaplatform.com/fm/) используемая для формирования Индекса прозрачности бюджета).
2.5. Разработаны инфографики, анимационный ролик для распространения в СМИ и социальных сетях.

Статус: 
Принято

Добавить комментарий